«— Мне хотелось бы поглядеть на заход солнца, пожалуйста, сделайте милость, повелите солнцу закатиться.

— Если я прикажу какому-нибудь генералу порхать бабочкой с цветка на цветок, или сочинить трагедию, или обернуться морской чайкой и генерал не выполнит приказа, кто будет в этом виноват — он или я?

— Вы, Ваше величество, — ни минуты не колеблясь, ответил Маленький принц.

— Совершенно верно, — подтвердил король. — С каждого надо спрашивать то, что он может дать. Власть прежде всего должна быть разумной… Если ты повелишь своему народу броситься в море, он устроит революцию. Я имею право требовать послушания, потому что веления мои разумны…»
/Экзюпери «Маленький принц »/

Для руководителя требовательность является необходимым качеством. Иначе его просто не будут слушаться и воспринимать как руководителя. Однако требовательности хватает далеко не всем, занимающим управленческие должности.

Причины, как правило, в следующем:

  • ориентация на хорошие отношения. Нередко руководителями становятся те, для кого именно отношения с людьми находятся во главе угла (тип «интегратор» по классификации Адизеса или модель «робкий» по матрице Рызова - Сивожелезова). Боязнь их испортить, страх, что подчинённый «обидится», мешает быть требовательным. У такого управленца возникает привычка просить, уговаривать, т.е. действовать только «по-хорошему». И даже периодические эмоциональные «выходы из себя» (чтобы доказать всем, что «я не слаб») сути не меняют.
  • зависимость от конкретного подчинённого или подчинённых (достигающих высокий результат, имеющих большие заслуги, пользующихся поддержкой вышестоящего руководства и т.д.), боязнь потерять их.
  • низкий уровень психологической силы и прочности. Соответственно, при необходимости потребовать что-то от более психологически сильных подчинённых руководитель часто оттягивает этот момент до последнего. Затем может попросить (а не потребовать), и нередко уступает.
  • нехватка чувства внутренней правоты. У руководителя порой нет полной уверенности в том, что его требование справедливое и безошибочное.

Как развить у себя требовательность?

Прежде всего, здесь действуют те же закономерности, что и при развитии любого навыка, делового или личностного качества:

  1. Необходимо сформулировать отсутствие конкретного качества как проблему.
  2. Переживать по поводу этой проблемы с такой глубиной и интенсивностью, чтобы возникло решительное желание эту проблему решить. После появления такого желания найдётся и время, и силы, и (если понадобится) деньги на решение. А также начнутся поиски способов решения.
  3. Сконцентрировать свои усилия на ближайший месяц на решении только этой проблемы.
  4. Усилить внутреннее внимание к себе, наблюдение за своим поведением, словами и мыслями. Внутренняя работа над этим качеством, анализ сказанного и сделанного должны идти с утра и до ночи.
  5. Двигаться вперёд шаг за шагом, «стэп бай стэп», в своей области ближайшего развития. Не ставьте перед собой запредельных, невыполнимых сейчас задач. Лучше маленькие ежедневные шаги вперёд, чем надрыв при попытке сделать один гигантский шаг.

При развитии именно требовательности я бы рекомендовал также следующее:

  1. Для начала не пытайтесь требовать слишком многого. Пусть требований будет немного, но каждое из них должно быть доведено до конца. Пусть это будет всего три или пять неукоснительных требований. Напишите их для себя, никому не сообщайте, что их так мало (ведь их количество потом может вырасти), но всегда доводите их до конца.
  2. Если не уверены, что сможете преодолеть сопротивление (особенно более психологически сильного подчинённого), то лучше не требуйте, а спрашивайте, предлагайте, мотивируйте и т.д. Невыполнение требования роняет авторитет. Поэтому если уж потребовали, то доводите дело до конца.
  3. Выработайте силу безразличия, то есть равноприемлемый альтернативный сценарий вашего поведения на случаи, когда подчинённый всё-таки откажется выполнять ваше требование или обидится, или начнёт угрожать чем-либо, или даже уволится. Пока вы боитесь его обиды или увольнения, требовать будет очень сложно.
  4. Если вы готовитесь потребовать что-либо у подчинённых, пользующихся покровительством вышестоящего руководства, и есть прогноз, что они пойдут на вас «жаловаться», то, возможно, имеет смысл заранее заручиться поддержкой на этот случай у того самого руководства.
  5. Наращивание степени мотивов и оснований для требования. Начинать лучше с самого лёгкого – внешних требований: «так требует вышестоящее руководство (бухгалтерия, клиент и т.д.)». Затем переходить к письменным нормам: «вы обязаны так делать, потому что это написано там-то». Затем к устным договорённостям: «вы обещали, что…», к нормам техническим, экономическим, технологическим, нормам безопасности и т.д. Более высокие степени оснований – это ценности. Например: «клиент должен быть доволен, поэтому требую сделать...». Ну а самое сложное – это требовать что-то просто потому, что вы так хотите. Например: «я этого требую от вас, так как для меня такое ваше поведение обязательно».
  6. Требовательные слова. Что-то требовать со словами «хотелось бы», «прошу», «неплохо бы», «желательно» и т.д. довольно сложно. Надо уметь произносить требовательные слова. Можно даже тренироваться перед зеркалом, произнося «необходимо», «обязательно», «надо», «требую», «запрещено», «недопустимо» и т.д.
  7. Требовательный тон. Кроме того, что произносится, огромное значение имеет ещё и то, как это произносится. Тон должен быть требовательным, твёрдым, без улыбки, не мягким, не просящим, не уговаривающим. Со временем вы, конечно, освоите отдачу приказов в форме мягкой просьбы. И подчинённые будут знать и понимать, что никакая это не просьба на самом деле. Но до этого надо дорасти.
  8. Тренировать требовательность в безопасных условиях лучше с теми, кто вас просто обязан слушаться в силу разницы статуса. У учителей и военнослужащих с требовательностью нет проблем, так как она натренирована на школьниках и младших по званию. Соответственно, вы можете развивать её как со своими детьми, так и с их друзьями, устраивая с ними совместные интересные развлекательные мероприятия. Договоритесь о правилах, а затем требуйте их соблюдения.
  9. Ну и, конечно, прекрасным тренажёром для развития требовательности являются «Управленческие поединки».


Автор статьи: Павел Сивожелезов

Рекомендуемая литература, источники информации:

Последние статьи:

Кейс: как ускорить развитие проекта

Публикую этот пост, чтобы он всегда был "под рукой". Авторство и повествование от имени Carrot Quest. Представители ФРИИ, Илья Красинский и Carrot Quest провели воркшоп, главной задачей которого было улучшение юнит-экономики 5 стартапов. ... читать далее
10.01.18

Что такое эскалация в управлении проектами и зачем она нужна?

Отдельно хочу отметить, что я являюсь поклонницей Юлии Бажановой. Статья - Что такое эскалация в управлении проектами и зачем она нужна? - ее авторства. Юлия легко и непринужденно рассказывает о проектном менеджменте. ... читать далее
12.12.17

Что такое тестирование. Большая и крайне полезная статья от Алексея Баранцева

Гарантирование качества возможно при наличии инструментов опережающих технологии находящиеся у потребителя. Специалист QA всегда находиться на передовой IT технологий и умеет предугадать некоторые баги еще до их официального появления.... читать далее
12.12.17

Возможно Вам будут интересны другие статьи из категорий:

Интересно, полезно? Поделитесь у себя:



comments powered by HyperComments